От конфигурации и комплектации плавников зависит поведение борда на воде. Если нужна маневренность – это один набор, если скорость – другой, хотите универсальности – третий. Причем, поведение доски сложно прогнозировать, потому параметры несколько условны и, чтобы их понять, понадобится опыт, который сформирует точку отсчета.
Содержание:
Типы посадочных мест
Варианты и особенности
Наша же задача сегодня рассказать о том, какие распространенные варианты есть на рынке.
Существует два основных типа плавников по методу установки:
- Съёмные. Для таких в конструкцию САПа встраивается специальный кронштейн или направляющая, в которой фиксируется элемент (или несколько компонентов) за счёт ответной части соответствующей геометрии. Как правило, они жёстко крепятся при помощи винтового соединения, либо защёлкиваются на встроенный замок;
- Интегрированные. Это несъёмные компоненты, которые изначально вклеены в доску.
Посадочное место для съёмных килей называется finbox. Существует несколько типов, под каждый необходимо подбирать соответствующую модель.
Типы посадочных мест
Производители используют несколько вариантов «финбоксов», которые зачастую соответствуют конкретному бренду и не взаимозаменяемы:
- USbоx. Это наиболее распространённый вариант, который позволяет экспериментировать с cэтапами. В этом случае легко подбирать плавники по габаритам и комплектациям. Фиксация происходит за счёт болта и гайки, которые гарантируют, что элемент не выскочит при случайных лёгких ударах и резких манёврах. У этого типа есть несколько недостатков. Мы в прокате сапов спб, используем обычно именно этот вид плавников. Для установки потребуется ключ или отвёртка, элементы металлические, потому увеличивают вес. Кроме того, детали легко потерять, но они являются стандартными, потому заменить их тоже несложно;
- USbox с защёлкивающимися фиксаторами. Это модернизированная версия предыдущего типа, который был предложен компанией FCS. В данном случае каждый плавник оснащается подпружиненным кронштейном, который автоматически защёлкивается при установке элемента;
- Коробка для вставных систем. Используется аналог шплинта, под которой имеются соответствующие посадочные места. Плавник устанавливается в направляющую, после чего фиксируется специальной шпилькой. Данный вариант удобен, но менее распространён. Стоит отметить, что подобное оснащение относится к бюджетному сегменту и часто изготавливается из пластика низкого качества. Но это дешёвый тип для экспериментов, существует большое количество моделей, позволяющих подбирать сэтапы по размеру и характеристикам. Прочность полимера недостаточна для экстремального и активного катания;
- Коробка с двумя выступами. В этой модели имеется сразу два посадочных места, под которые подбираются соответствующие фины. Его также предложила компания FCS. В изначальной версии фиксация осуществлялась при помощи винтов, но позже появилась более продвинутая модификация, оснащённая подпружиненным роликом по типу защёлкивающегося кронштейна. Чаще всего такое оснащение устанавливается на боковых элементах;
- Коробка с защёлками. Данный тип предложила компания «Гидрофорс». В этом случае имеется рычажный блок с защёлкой, обеспечивающий быструю замену. Это малораспространённая форма, потому не в каждом магазине можно найти подходящее оснащение. Преимущества системы в надёжности, в случае поломки не всегда легко извлечь часть фина, оставшуюся в посадочном месте;
- Фирменные устройства. На брендовых САПах можно встретить узкоспециализированные сэтапы с уникальной геометрией посадочных мест. Как правило, это качественное оснащение, но подобрать альтернативу будет сложно. Производители активно этим пользуются, потому стоимость запасных комплектаций будет высокой.
Варианты и особенности
Помимо геометрии посадочных мест, необходимо учитывать геометрию, которая напрямую влияет на производительность комплекта. Кроме того, следует оценить используемый материал, который влияет на прочность, долговечность и вес компонентов.
Наиболее бюджетным вариантом является пластик, борды оснащаются такими в стоковой комплектации, в особенности, это касается бюджетных моделей. Они лёгкие, но недостаточно прочные для некоторых стилей катания. Элементы легко сломать на бурной воде, об незаметные подводные препятствия, как коряги или камни.
Как правило, геометрия моделей даёт усредненные характеристики, которые подойдут для любителей
Комбинация из стекловолокна и углеродного материала отличается повышенными характеристиками, но изделия недостаточно гибкие. Это делает их сравнительно ломкими, но материал стоит дорого. Чаще всего такими пользуются любители высоких и сильных волн, дальних маршрутов. Масса каждого элемента будет выше средних полимерных моделей, потому не многие райдеры выбирают такое оснащение.
Стекловолокно с сотовой конструкцией отличается сниженной массой, немного повышенной гибкостью. Это актуально для больших волн, где требуется жёсткость, но не хочется повышать массу брендового борда
Углеродное волокно мало отличается от предыдущего варианта по своим характеристикам. Однако, гибкость и масса ниже. Высокая стоимость данных компонентов делает их выбором профи, которые хорошо знают воду и избегают случайных ударов. Если кататься с такими сэтапами неосторожно, они легко ломаются.
Точных значений размеров плавников и их связи с поведением на воде нет. Как правило, всё подбирается на основе практики, в ходе некоторого количества экспериментов.
Существует таблица усреднённых значений, которые позволят сократить количество проб и ошибок, но она даёт приблизительное представление:
- Для лёгких райдеров и девушек весом менее 55 кг, используются самые маленькие кили;
- Небольшие плавники также подойдут для людей весом от 50 до 70 кг;
- Средние актуально брать «капитанам» весом до 90;
- Соответственно, самые большие подойдут для более тяжёлых райдеров.
В зависимости от количества элементов сэтапа, меняется поведения доски на воде. Одинокий фин больше подойдёт для сёрфингового катания, йоги
Двойные дают повышенную скорость, но увеличивается радиус поворота. Стабильность такой комплектации ниже, потому управление осложнено. На больших волнах пара упрощает балансировку.
Между одиночными и двойными системами находится трёхплавниковая, у которой центр большого размера, а боковые совсем маленькие. В этом случае достигается минимальный радиус поворота, средняя балансировка и контроль, но система даёт минимальное сопротивление, потому хорошо сказывается на скоростном катании.
Четыре плавника дают хорошую скорость, но увеличивают радиус поворота
Пять плавников встречается редко, так как нацелены на максимальный контроль. Остальные характеристики несколько снижены из-за увеличенного сопротивления. Как правило, ими пользуются профессиональные райдеры, требующие высокой точности реакции борда на каждое движение.