Всё об обслуживании сноубордов и горных лыж

Обслуживание лыж и бордов необходимо проводить периодически. Если не соблюдать условия хранения, снаряжение постепенно изнашивается, появляются сколы и трещины, кромки теряют сцепление. Рассмотрим комплекс мер, необходимых, чтобы с этим справиться.

Содержание:

Канты
Парафинирование
Ремонт скользяка
Шлифовка
Расслоение
Выбивание канта


Канты

Стоит отметить, что острая заточка кантов нужна не для всех стилей катания. Если райдер предпочитает пухлый снег вместо подготовленных трасс, в такое покрытие хорошо врезаются даже лыжи и доски с притупленным кантом. Острая кромка необходима для того, чтобы врезаться в плотное покрытие.

С таким могут столкнуться даже фрирайдеры:

  • На ветреных склонах, где снег плотный и слеживается;
  • В горах, где часто происходят перепады температуры с минуса на плюс. В таких условиях пухлый снег слеживается, смерзается и становится очень твердым.


Даже на подготовленных трассах, когда машинами удаляется наледь, под снежным настом остаётся плотный склон. Постепенно в поворотах райдеры сметают мягкий обработанный слой и проступает твердый лёд. 


При правильной заточке канта на кромке образуется застроенный выступ, именно он обеспечивает наилучшее сцепление. Однако, он очень быстро деформируется, буквально через три-четыре спуска. Этот метод используют профи, так как для обычного любителя разница не будет заметной.

Кант включает две поверхности:

  • Скользящая плоскость, основная;
  • Боковая грань.

Угол между боковой и основной гранью обуславливает сцепление. Спортивное катание подразумевает очень строгий подбор угла, каждый спортсмен выбирает его индивидуально, в зависимости от стиля езды, условий, угла, под которым он входит в повороты. Оптимальный – 87 градусов. Канторезы позволяют выставить его на уровне 85-90 градусов, однако если он будет слишком острым (85-86), то слишком быстро сточиться на склоне.


Точить плоскость со стороны скользящей поверхности нужно только в том случае, если на ней образовались царапины или ржавчина



Коррозия образуется, если ненадлежащим образом хранить снаряжение, например, не очистив от снега или ч хранением при высокой влажности. В этом случае вода стекает по кромкам в нижнюю часть, где скапливается на металлических вставках.

В результате, буквально за одно межсезонное хранение, можно испортить кромки. Чтобы удалить ржавый налет и повреждения, приходится стачивать металл на большую толщину. Это значительно сокращает срок службы канта в целом.

Для заточки можно использовать несколько видов абразивных инструментов:

  • Специальный напильник;
  • Алмазные и обычные камни;
  • Шкурку, в этом случае нужно использовать варианты на тканевой основе, к которой приклеены абразивные частицы.


Парафинирование

Парафины для снаряжения – это смазки на основе углеводородов, аналогичные воску. Их получают в качестве побочного материала при переработке нефти.

По степени вязкости выделяют несколько типов:

  • Мягкий. Вещества начинают таять уже при комнатной температуре;
  • Твердый. Начинает растапливаться при нагреве до 70 градусов;
  • Кристаллические. Плавятся при высоких температурах от 70 градусов.

По цветам выделяют ещё несколько групп:

  • Желтый. Подойдёт для катания при температуре окружающей среды выше +1;
  • Красный. Предназначен для тёплой погоды от 0 до +5;
  • Фиолетовый. Для лёгких морозов от 0 до -3;
  • Синий. Для мороза от -2 до -6;
  • Зелёный. Для сильного холода от -5 до -25.

Парафин выполняет одновременно две функции. Это смазка, улучшающая скольжение на снегу, а также водоотталкивающий слой. Для тёплой погоды применяют вещества на основе фтора. Все дело в том, что с понижением температуры среды, содержание фтора в составе парафина должно падать. Кроме этого компонента в состав включают силиконы, соли и оксиды металлов.  Кстати, в нашем ски сервисе мы используем только качественный парафин немецкого бренда Holmenkol.


Для нанесения на скользяк лучше всего пользоваться специальным утюжком. Он оснащается регулировкой температуры, потому можно точно настроить инструмент для работы с различными парафинами. Оптимальным будет жидкий состав.


Этапы работы:

  • Очищение. Скользящая плоскость должна быть тщательно очищена. Сначала удаляются самые заметные загрязнения, набившаяся в сколы земля (перед парафинированием желательно восстановить поверхность от сколов и трещин). Весь снег должен предварительно стечь, доска быть сухой. Для удаления жирных следов стоит взять растворитель, лучше обратиться к брендовым изделиям, которые имеют химический состав, исключающий реакцию с пластиком доски/лыж. После этого удаляется весь старый парафин, для этого необходимо пользоваться скребком, для начинающих подойдёт пластиковый, опытным – металлический или со вставкой из металла;
  • Подготовка инструмента. Утюг разогревается до 150 градусов, этого достаточно, чтобы расплавить смазку, но не вызвать её подгорания. Если при контакте образуется дым, то значение лучше немного убавить. Твёрдые парафины прикладываются к утюгу, с которого затем стекают каплями. Можно использовать спрей. Далее разогретым инструментом от носа к хвосту проглаживают скользяк, это позволяет веществу проникнуть в поверхностный слой и надёжно закрепиться;
  • Остывание. Для максимально качественного результата борд должен остыть, на это уходит до 10 минут. В этот период можно пройтись щёткой по нанесенному слою, это позволит лучше проникнуть в структуру и закрепиться в ней. Для равномерного остывания важно, чтобы температура в помещении была не ниже 0;
  • Повтор. Идеальный результат можно получить не менее чем от 10 повторений всех процедур. Так вещество въестся максимально глубоко в основу. Это также необходимо по той причине, что при растирании щёткой часть парафина выметается.

Холодный метод парафинирования используется, когда нет помещения или инструмента для полноценного обслуживания. Этот способ по качеству сильно уступает горячей обработке, но повсеместно применяется непосредственно на курортах.

Процесс включает те же этапы очистки и подготовки поверхности. Затем воск просто растирается по поверхности, высыхание занимает 3-5 минут, затем вещество снова растирается. Далее ещё немного ожидания – около 10 минут. Излишки удаляются щеткой, но в целом она не нужна для процесса, так как вещество слабее пристаёт к скользяку, чем при температурной обработке.


Этот метод слабоэффективен, слой стирается буквально за пару спусков, потому очень желательно делать все при плюсовой температуре в сухом помещении.


Предлагаем несколько основных производителей, которым доверяют даже опытные райдеры:

  • Луч. Бюджетный вариант, доказавший свою работоспособность;
  • Swix. Профессиональное и достаточно дорогое решение, ассортимент включает все температурный режимы;
  • Vauchti. Популярны среди лыжников, особенно жидкие варианты для упрощенного нанесения.


Ремонт скользяка

Удары о камни, деревья, мелкий твёрдый мусор – это естественный процесс, избежать которого невозможно. Особенно это очевидно во фрирайде, когда спортсмены не могут разглядеть того, что находится под снегом. В итоге уже за 1-2 сезона скользящая поверхность может быть поврежденной.


Встречаются сколы боковых кромок, царапины, расслоение


Для ремонта нужно провести осмотр, подготовить поверхность и уже потом привести в порядок:

  • Диагностика. С осмотра необходимо начинать, важно оценить масштаб повреждений. Отметим, что делать это нужно своевременно, многие райдеры возят с собой необходимые материалы. Конечно, полностью испортить отдых такие мелочи не могут, но, если все запустить, они легко перерастают в серьёзные проблемы. Последующие удары могут увеличить неглубокую насечку до сердечника, что становится угрозой для целостности борда;
  • Очищение. Для начала удаляется старый парафин. Царапины нужно обследовать руками, это позволит почувствовать незаметные неровности (пальцы человека могут почувствовать выступ в 0,3 мм и даже меньше). Далее ножом пластик срезается вокруг повреждения, чтобы убрать смятые выступы рваных кромок. Из «раны» нужно удалить грязь, парафин и все постороннее, чтобы остался чистый пластик и древесина снаряжения. Перед следующим этапом все обрабатывается растворителем, чтобы смыть жировые загрязнения, иначе они не позволят надёжно восстановить участок и при следующем ударе на склоне заплатку вырвет;
  • Процесс. Полимерное основание восстанавливается пластиком, обычно для этого используют полиэтиленовую палочку. Она поджигается или растапливается без горения на испорченный участок. В качестве альтернативы известны случаи восстановления скользяка буквально полиэтиленовыми пакетами, конечно, качество такой процедуры очень низкое, подойдёт только здесь и сейчас, а после возвращения из гор – сразу в ремонт! Более качественный метод – это порошок из полиэтилена, он насыпается в прорезь, а сверху проглаживается специальным утюгом. Преимущество метода в контроле температуры и более глубоком проникновения заплатки в структуру материала. Не редко используются клеевой пистолет, но сцепление пластика с основой от него невысокое.

После этих процедур необходима шлифовка. От нее можно отказаться, если вы находитесь далеко от мастерских и необходимого инструмента. Но неровные края заплатки нужно убрать, и для этого подойдёт крупное и среднее зерно . После этого можно кататься, любитель едва ли заметит принципиально разницу в поведении снаряжения на склоне.


Подбирать пластиковые стержни нужно, исходя из материала, из которого изготовлены лыжи или борд. Чёрные скользяки содержат повышенный процент графита, белые – не содержат его вообще


При заплавке царапин нужно избегать яркого горения полимера. Если пламя яркое, красное, то поверхность может потрескаться или начать обгорать. Нужно слегка поджечь инструмент и использовать, когда пламя синее. В этом случае практически не образуется копоть, которая портит внешний вид и снижает качество ремонта.


Шлифовка

Шлифовка скользяка называется штайншлифтом. Качественно провести её можно в сервисе, либо при наличии соответствующего инструмента в собственном гараже. Для работы используется станок, на котором установлены два ролика, один подаёт оснастку, второй обрабатывает (оснащен шлифовальными камнями). Это позволяет идеально выровнять скользящую поверхность, удалив образовавшиеся дефекты.

Штайншлифт позволяет выполнить сразу несколько задач:

  • Удалить старый рисунок, узор, который наносится на скользяк для того, чтобы отводить лишнюю влагу из поверхности контакта со склоном. При трении в процессе катания снег подтаивает и формирует тонкую плёнку воды. В тёплый сезон влаги избыток и это может вызывать усиленное поверхностно натяжение, которое замедляет райдера. Для того, чтобы прослойка Н2О была оптимальной толщины для скоростного скольжения, наносится рисунок. Штайншлифт даёт возможность его восстановить, повторить любую конфигурацию на станке;
  • Устранение дефектов. Помимо чисто механических повреждений, образующихся при ударах об склон и препятствия, постепенно происходит неравномерный износ скользяка, появляется завал. Шлифовка позволяет выровнять дефекты;
  • Подбор структуры под определённые условия. Плотность снега, его структура, влажность воздуха, температуры воздуха – эти параметры следует учесть при подборе микротопографии. Можно повторить известный вам отпечаток, который показался наиболее интересным на склоне.

Ручную обработку можно выполнять при помощи накатки (токарный инструмент), металлической щеткой, шлифовальной бумагой или циклевкой. Однако, получение структуры – это очень точная операция, которую не повторить без специального станка. Если лыжи оснащены стальным кантом, то однозначно понадобится оборудование.


Рисунок на камне, который переносит его на скользяк, создается за счет более плотного камня – алмазного. Он же позволяет выровнять сколы и дефекты на абразивной поверхности, появившиеся при работе со снаряжением


Операция включает 3 этапа:

  • Выравнивание до идеальной плоскости;
  • Обработка полимерного слоя;
  • Окончательное нанесение микротопографии.


Расслоение

Расслоение – еще одна проблема, с которой можно столкнуться на горнолыжных склонах. Напрямую это связано с качеством снаряжения, чем хуже скреплены слои, тем легче им деформироваться и отклеиваться друг от друга. Часто расслоение связывают с неудачными приземлениями на нос и хвост борда, так как на этих участках оно проявляется чаще.


Ремонт подразумевает склеивание всех элементов доски в монолит, которым она была ранее


Для работы можно использовать эпоксидку или аналогичный по поведению клей, который проникает в структуру. Двухкомпонентная эпоксидка встречается повсеместно и стоит в районе 200-300 рублей. Важно учитывать, что борд при катании часто деформируется, пружинит, это его естественное поведение.

Смолу можно приготовить двух вариантов (условно):

  • Если увеличить процент отвердителя, то быстро происходит схватывание, но после отвердения материал достаточно хрупкий;
  • Для сноуборда лучше подойдет среднее соотношение (указано в инструкции к составу) или чуть пониженное количество отвердителя. В этом случае на застывание уйдет существенно больше времени, но застывший материал обладает большей эластичностью и не раскалывается при нагрузках.

Для работы понадобится еще несколько инструментов:

  • Струбцина для фиксации слоев в сжатом состоянии после пропитки их смолой;
  • Две небольшие дощечки, куска фанеры. Размер их зависит от масштаба повреждения, а задача в том, чтобы 1-2 струбцинами прижать весь восстанавливаемый участок, проложив дощечки;
  • Для приготовления эпоксидки пригодится небольшая емкость, в ней два компонента и нужно очень тщательно их смешать, до однородности;
  • Кисть для нанесения.


Алгоритм прост, сначала готовится смола. Затем ей тщательно промазывается расслоение, нужно промазывать все, как можно глубже между слоями. Далее с обеих сторон доски прикладываются дощечки и все стягивается струбцинами, подойдут также тиски.



Выбивание канта

Для канта часто фатальным становится встреча с камнем, что особенно актуально во фрирайде.

У лыж в основном повреждается участок под креплениями, ближе к пятке:

  • Под кэпом редко происходят разломы, но металлический компонент может выдавливать вверх и наружу, он выгибается и боковая сторона растрескивается;
  • У сендвичей кант рвется чаще, но он не деформируется, оставляя глубокое повреждение на скользящей плоскости.

Проблема в том, что в конструкции досок используются различные материалы. Потому для максимальной прочности и гибкости часто недостаточно эпоксидной смолы, разумнее отнести борд мастерам в сервис.


Ремонтировать имеет смысл, если трещины в кепе не превышают 1-2 мм при изгибах


От удара кантом у его основы (залитой в глубокие слои) могут появиться вертикальные трещины, это тоже не проблема. Важно, чтобы, к примеру, лыжа сохранила жесткость и профиль, идентичный целой.

Инструкция:

  • Для начала вычищаем всю грязь из глубины слоев, туда часто проникают мелкие камешки или кусочки земли. Перевернув щелью вниз нужно прочистить тонкой проволокой. Затем в сухом месте снаряжение нужно оставить на 1-2 дня;
  • Заливать смесь в щель нужно наоборот, повреждением вверх, чтобы состав пропитал самые глубокие слои. Для лучшего проникновения нужно греть обрабатываемый участок феном, достаточно бытового, так как перегрев вреден;
  • Пока ЭДП не застыла, нужно легкими постукиваниями вправить кант на место, а также сжать руками слои, поставив на место, насколько возможно близко к изначальному расположению;
  • Затем поврежденные слои надо стянуть, именно слои, а не кант. Если прижать металлическую деталь, это может добавить внутренних напряжений и ремонт пойдет насмарку.

Поделитесь статьей:

Поделиться в vk
VK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter