Втулка велосипеда и ее обслуживание

Втулка велосипедного колеса – это один из уязвимых узлов, которому периодически необходимо обслуживание.

Содержание:

  1. Виды втулок
  2. Причины проблем
  3. Инструмент
  4. Этапы работы с разъемными втулками
  5. О смазке

Намеков на необходимое ТО может быть несколько:

  • колесо сильно бьет при вращении и это явно не «восьмерка»;
  • при вращении слышен хруст, скрежет;
  • движение затруднено, накат стал заметно хуже.

Разберемся, что в этом случае делать.


Виды втулок

Начнем с того, что видов втулок множество: это и планетарные системы, у которых комплект шестеренок установлен в саму обойму, втулки с насыпными подшипниками и неразборными – промышленные или картриджи. 

К нам, в ремонт велосипедов часто приносят именно втулки под кассеты, так как они чаще ломаются.

Насыпной или разъемный подшипник представляет собой чашу и конус, между которыми зажимаются шарики. Для их фиксации используется резьба на оси втулки, при сборке необходима регулировка за счет стягивания компонентов. Нужно добиться оптимального натяжения, чтобы конус не люфтил и в то же время не препятствовал вращению шаров.


Если подшипники промышленные, то для них предусмотрены посадочные места


Во втулке есть посадка с упорным кольцом, в которое запрессовываются подшипники. Обслуживать их в этом случае не нужно, обычно меняются целиком. Подбирать для этой задачи лучше закрытые подшипники, чтобы сепаратор не забивался грязью и абразивом с дороги.  


Картриджи подобрать легко, существует несколько сотен типоразмеров, маркировка которых указывается на торце обоймы или крышке. При замене достаточно просто заказать комплект необходимого наименования – по 2 на каждую втулку


Планетарные втулки практически не нуждаются в обслуживании, так как надежно закрыты от неблагоприятных факторов среды. Естественно, постепенно подвижные элементы стираются, потому систему придется разбирать чистить и менять вышедшие из строя детали. Делать это нужно в сервисе или в своей мастерской, так как для работы понадобятся специальные съемники и прочий инструмент.

Принципиальная разница есть между передней и задней втулкой:

  • на зад приходится большая нагрузка, потому деталь часто исполняется с повышенным запасом прочности;
  • сзади фиксируется трещотка или кассета, потому предусмотрено соответствующее посадочное место;
  • передняя втулка легче и испытывает меньшие нагрузки;
  • в переднее колесо можно встроить динамо, барабанные тормоза, все это сказывается на сложности дальнейшего ремонта и обслуживания.


Причины проблем

У втулок самой распространенной проблемой является износ посадочных мест под шарики, самих картриджей.

Причин износа несколько:

  • попадание грязи и абразива с дороги, который ускоряет стирание металлических частей;
  • неправильная установка и регулировка конусов. Если они перетянуты, то шарики будут накатывать канавки на посадочных местах и сами сотрутся. Если недотянуты, то появятся биения, из-за которых ускорится износ;
  • картридж должен плотно садиться на посадочное место, он не должен быть сильно стянут или болтаться. Если после установки повращать картридж пальцем, не должно быть подкусываний, он должен свободно вращаться. Оптимальный вариант – это покупка подходящего типоразмера подшипника.

Если устанавливаются промподшипники, нужно следить, чтобы на них были целые крышки. Если их нет или имеются явные признаки повреждения, то под них начнет набиваться грязь со всеми вытекающими последствиями.


Инструмент

Для обслуживания втулок необходимо снять колеса, демонтировать трещотку/кассету и все навесное оборудование колеса (если имеется). Заранее нужно подготовить инструмент, набор зависит от типа подшипников.

Для разъемных:

  • конусные ключи, для большинства систем хватит 15 и 17 мм;
  • шестигранная отвертка с магнитным наконечником;
  • съемник кассет или «хлыст» для демонтажа трещотки;
  • разводной гаечный ключ;
  • смазка;
  • обезжиривающее средство;
  • ткань или бумажные салфетки, которые не оставляют ворс на поверхности после протирки.

Для неразъемных:

  • конусные ключи от 13 до 16;
  • рожковый гаечный ключ 15 мм;
  • имбусовый шестигранник, обычно 5;
  • киянка;
  • отвертка;
  • трубка или пруток из алюминия, чтобы осадить ими подшипник, но не повредить стальные детали;
  • смазка для подшипников.


Этапы работы с разъемными втулками

Процедура обслуживания идентична для обоих колес, с той лишь разницей, что с заднего нужно больше снять.

После того, как в руках осталось колесо со втулкой, этапы следующие:

  • с правой стороны колеса откручиваем гайку, нужно параллельно придерживать конусным ключом конус втулки. Снимается гайка и шайба под ней следом. Желательно сразу запомнить, в каком порядке производится сборка, чтобы исключить ошибки и двойную работу;
  • с обратной стороны после этого конус легко скручивается руками. Извлеките ось;
  • нужно собрать шарики подшипника, удобнее всего для этого использовать отвертку с магнитным наконечником;
  • шарики, конуса и чашки нужно тщательно протереть, чтобы полностью удалить с них старую смазку вместе с абразивом и металлической стружкой;
  • нужно тщательно осмотреть посадочные места и шарики, если есть признаки износа, нужно заменить их на новые детали;
  • в чашку наносится смазка, для этого подойдет густой состав, даже Литол-24. Не стоит пихать ее в больших количествах, достаточно нанести такой слой, чтобы при укладке шариков, они залипали в смазке и не выпадали при сборке;
  • сборку начинаем со стороны переключателей, аккуратно вставляем ось, чтобы не выпали шарики. Далее накручиваем вручную конуса, можно протянуть их руками, чтобы исключить перетягивание.

Далее необходимо правильно затянуть конуса, для этого с усилием протяните гайки вручную. Далее берем колесо за ось и поднимаем, чуть прокручиваем. Если оно свободно вращается и не останавливается сразу, а так же нет биений, то все собрано правильно.


Когда при качании в стороны ось имеет даже небольшой свободный ход – необходима протяжка потуже. Если при свободном вращении колесо подкусывает или быстро останавливается – необходимо чуть ослабить конуса


Кстати, есть варианты фирменных втулок, которые не обслуживаются, например, такие модели есть у Shimano.

Этапы для промподшипников:

  • с одной из сторон втулки находится стопорное кольцо или гайка, фиксирующая всю конструкцию в сборе. Ее нужно снять. У некоторых конструкций разборка происходит за счет имбусового шестигранника, может потребоваться удлинитель;
  • между прокладкой для пылевой защиты и осью колеса стоит резиновый пыльник. Уплотнитель устанавливается чаще всего в специальный паз на оси, потому снимать его нужно аккуратно. Использовать для этого острые предметы нежелательно, чтобы не прорезать, иначе к подшипнику начнет проникать абразив и грязь с дороги;
  • есть модели втулок с крышками, фиксирующимися на резьбе, разумеется, их при разборке нужно снимать в первую очередь;
  • для извлечения оси/подшипника нужно придерживать втулку, но не стоит зажимать ее тисками или струбцинами. Достаточно упереть ее а мягкий материал, например, древесину или пластик, но так, чтобы было место для выхода оси с той стороны, на которой втулка лежит (возможно, понадобится сделать специальное приспособление для этого);

  • ось лучше всего выбивать киянкой из дерева или плотного полимера, можно использовать обычный молоток, но тогда бить нужно через проставку, подойдет алюминий. Идея в том, чтобы нанести несколько резких ударов, но не повредить металлические компоненты, потому проставка обязательно должна быть из более мягкого материала, чем втулка и ее компоненты;
  • ось, за счет конструкции, выбивается вместе с одним из подшипников. Второй остается на посадочном месте, извлечь его нужно по тому же принципу, что и ось. В качестве проставки идеальна алюминиевая трубка, но нужно строго подобрать диаметр таким образом, чтобы она упиралась не в крышку с торца, а в обойму подшипника. Это позволит сохранить крышку в целости, что полезно, если подшипник «живой»;
  • удаляем все остатки смазочных материалов, если есть, очищаем посадочные места;
  • далее визуально проверяем состояние посадочных мест и оси, если подшипник не вращается или подкусывает при вращении рукой, значит его нужно менять;

  • теперь новый подшипник ставится на посадочное место (сборка в обратном порядке), нужно аккуратно забить его, но так, чтобы он сел до конца, уперся во внутренний бортик втулки. Определить это можно по ощущениям или звуку, когда появится звонкий удар при осаживании – подшипник сел. Можно использовать специальные смазки для установки подшипников, смазывая внешнюю обойму и внутреннюю (перед установкой оси);
  • вставляем ось, пока без второго подшипника. Ее тоже нужно забить, тоже через проставку;
  • второй подшипник забивается сразу в посадочное место через ось, возможно, он будет осаживаться чуть туже;
  • собираем в обратном порядке шайбы, прокадки и фиксируем гайками.


О смазке

Смазывать втулки нужно достаточно густой смазкой, чашка с шариками набивается, но не до упора. Достаточно нанести такой слой смазки, чтобы шарики залипли в ней. Если смазки слишком много, то ее может выдавить через защитные крышки. В итоге на нее начнет налипать грязь и она сама станет причиной ускоренного износа.

Для смазки подойдут:

  • Литол-24;
  • ЦИФТИМ-158 или 201.

Можно мазать аналогичными веществами по степени густоты.


Однозначно не подойдут жидкие составы и аэрозоли, как WD-40, например. После смазывания они сразу вытекут, потому эффект будет равен 0


Промышленные подшипники обычно не смазывают и не обслуживают, а просто меняют. Однако в экстренных случаях можно приготовить на замену комплект б/у подшипников. Для этого нужно снять защитные крышки сепараторов (не повредив их), тщательно промыть и набить внутрь густой смазки. После установки крышек на места, вы получаете набор подшипников, которые прослужат не долго, но помогут протянуть до ближайшего ТО.