Начало зимнего сезона всегда требует основательной подготовки. Обслуживание скользящей поверхности, проверка креплений и мелкий ремонт – все это под силу райдеру, даже в условиях дома.
Достаточно иметь энтузиазм, немного инструмента и теоретические знания. Поможем определиться с порядком действий, чтобы доска была, как новая. Данную методику мы используем в нашем прокате сноубордов уже несколько лет.
Содержание:
Канты
Парафинирование
Методики парафинирования
Виды парафинов
Ключевыми моментами подготовки снаряжения к сезону, являются 2 этапа:
- Заточка кантов. Процесс подразумевает восстановление острой кромки боковых металлических вставок. При интенсивной или длительной эксплуатации на них образуются вмятины, острый угол притупляется. В результате, снаряжения хуже держит склон. Для восстановления используется специальный канторез, доступный ручной инструмент, который позволяет получить хороший любительский результат в домашних/гаражных условиях;
- Парафинирование. Для того, чтобы скользящая поверхность работала максимально эффективно на склоне, необходимо, чтобы база была хорошо смазана. Для этого важно правильно подобрать парафин, учитывая температурный режим на склоне. Кроме того, требуется нанести состав на поверхность так, чтобы получить равномерно обработанную плоскость.
Канты
Чаще всего на металлических вставках появляются продольные и поперечные борозды. Больше всего от них страдает именно заточенный угол.
Особенно интенсивный износ происходит на фрирайдерских трассах, где можно столкнуться с каменистыми участками
Разновидности угла заточки канта:
- Заводская. Со станка оборудования сходит готовым к использованию, можно считать, что изначальный угол является базовым;
- Спортивная. В этом случае угол делают чуть более острым, в пределах 1-2 градусов. За счёт такой геометрии, спортивное снаряжение становится более маневренным;
- Обратная. Используется для городского фристайла и коротких досок, чтобы эффективнее прыгать по перилам и подобным препятствиям;
- Специальная. Происходит смещение рёбер канта, при котором основание не затрагивается. Получается острый угол, который даёт дополнительный контроль при активном маневрировании.
Если учитывать наклон плоскости канта, то вариантов заточки всего 2. Первый является классикой, это 89-90 градусов, которые подойдут, как для новичков, так и продолжающих спортсменов. Лучше всего такой угол работает на пологих и ровных трассах, при сравнительно невысокой скорости езды. Более острые 85-87 градусов подходят для слалома и экстрима.
При такой заточке доска становится капризной и очень требовательной к технике райдера, потому данный тип используется только опытными спортсменами
Для восстановления канта необходим инструмент:
- Тиски или специальный верстак. Оборудование требуется, чтобы зафиксировать доску или лыжи, это обеспечивает удобство дальнейших этапов работы;
- Ветошь без ворса и растворитель. Необходимы, чтобы протереть поверхность и канты, удалить загрязнения, а также следы старой смазки;
- Напильник. Инструмент понадобится, в случае серьёзных повреждений металлических вставок, он позволяет убрать выбоины и вмятины, прежде чем начать доводить угол;
- Канторез. Основной инструмент, без которого не удастся «поймать» градусы. Все модели канторезов имеют простейшую регулировку угла заточки, а также сменные абразивные элементы.
Доводка канта подразумевает несколько этапов. После обработки напильником удаляется мелкая стружка, затем нерезкими, равномерными движениями, кромки обрабатывают канторезом, двигаться нужно от передней части к хвостовой. При подтачивании образуется металлическая пудра, которую нужно вычищать. После завершения этих этапов необходимо взять брусок с мелкой зернистостью и довести кант до идеального состояния.
Для качественной обработки нужно учитывать ещё несколько моментов. Например, боковые грани точат лишь после обработки нижних кромок. Вести канторез от носка к передней части доски или лыж нельзя, это только ещё больше притупит угол.
Парафинирование
Стоит учитывать, что помимо парафина, на скольжение влияет рисунок скользяка. На рабочей поверхности лыж и сноубордов можно заметить небольшой рельеф. Он наносится ещё на заводе и призван улучшить поведение снаряжения в тех или иных условиях. Для тёплых влажных и сухих холодных зим, рисунок различается.
Однако, если самостоятельное восстановление рисунка является проблематичным, то покрытие свежим парафином вполне доступно любителям в домашних условиях
Без парафина скользящая поверхность не просто неправильно взаимодействует со снегом, но и постепенно начинает перегреваться от трения. В результате, полимер основы может оказаться взлохмаченным. Это происходит из-за расслоения волокон, которые начинают тормозить в движении и существенно ухудшают поведение доски или лыж. В довершение, защищённость таких лысых участков гораздо ниже, чем покрытых смазкой, потому, даже встреча с небольшим камнем может оставить серьёзный след .
Парафин выполняет сразу несколько задач, помимо указанных:
- Стык между кантом и базой не бывает герметичным на 100% по всей длине. По мере эксплуатации, небольшие щели увеличиваются, что создаёт хорошие условия для проникновения влаги. В дальнейшем, в этом месте может начаться разрушение и расслоение основы. При парафинировании щели заполняются и это даёт дополнительную гидроизоляцию всей конструкции;
- Любой скользящий пластик – это пористый полимер, который сам по себе не даёт хорошего скольжения на склоне. Однако, такая структура обеспечивает хорошую адгезию и удержание парафина.
Методики парафинирования
В современных сервисах можно встретить различное оборудование, предназначенное для парафинирования. В домашних условиях актуально использовать специальный нагревательный утюжок.
Процесс обработки скользяка выглядит следующим образом:
- Сначала с поверхности удаляются загрязнения и старая смазка. Для этого используют жёсткую щётку и пластиковый скребок, который ведут под прямым углом и буквально соскребают старое покрытие;
- Далее берут выбранный заранее парафин, обычно он поставляется в брусках и представляет собой твёрдое вещество. На утюжке выставляется температура, оптимальная чтобы расплавить воск, это позволит не пережигать материал. Инструмент держат над скользящей поверхностью и прислоняют к нему кусок парафина, он начинает капать на основу. После того, как он равномерно будет распределён по всей длине, по лыже начинают двигать утюжком. Он расплавляет воск, что позволяет ему лучше впитаться в пористую структуру основы;
- Далее берут циклю. Этим ручным инструментом соскребают излишки парафина.
В условиях сервиса часто используют станки с горячим вращающимся валом. На него подаётся парафин, а затем по барабану прокатывается сноуборд или горная лыжа. Метод позволяет быстро создать качественное покрытие.
Ещё один вариант станков подразумевает инфракрасный нагрев. С помощью таких устройств происходит парафинирование в профессиональной спортивной среде. За счёт инфракрасных ламп происходит равномерный прогрев не только воска, но и поверхности снаряда.
Таким образом обеспечивается максимальная интенсивность и глубина проникновения смазки
Виды парафинов
Как правило, производители окрашивают парафины в различные цвета, по которым определяются их назначение. Также различают несколько узкоспециализированных категорий по составу смазок, ключевой момент в процентном содержании фтористых добавок.
Чем выше концентрация, тем дороже состав, но производительность на склоне будет выше
Выделяют 3 категории парафинов, в зависимости от процентного содержания фтора:
- Базовые. Это так называемые чистые смазки, которые маркируются СН. Наиболее универсальная группа, которая не содержит фтора вообще. Обычно применяются новичками, либо в качестве аналога грунтовки, на которую наносится фтористый парафин. Подобные смеси не обладают какими-либо ярко выраженными характеристиками, но подойдут большей части райдеров непрофессионального уровня;
- Фтористые составы. Если процентное содержание фтора низкое, то материал маркируют LF, при высоком содержании ставится отметка HF. Данная категория смесей используется для подготовки к спортивным соревнованиям, для которых необходимо высокоскоростное техничное катание. В данной категории более строгое разделение по оптимальным температурным режимам катания;
- Ускорители. Этот формат составов выпускается в виде порошков, паст, спреев или прессованных таблеток. Они сравнительно быстро стираются с поверхности, потому наносятся непосредственно перед спуском. Как правило, их обновляют каждый заезд. Данный вариант является высокофтористым, даёт скоростное скольжение. Однако, материалы дорого стоят и требуют навыков для нанесения.